Специальность «Динамика и прочность машин» в СССР
Индустриализация энергомашиностроения и оборонной промышленности СССР в условиях научно-технической революции потребовала массовой подготовки инженеров-механиков с глубоким и широким университетским образованием, способных рассчитывать новые приборы, машины, самолёты и энергетические установки. Подготовка инженеров-механиков-исследователей по динамике и прочности машин логично вытекала из русской традиции учёных-механиков живо реагировать на возникающие инженерные проблемы. Около 1900 г. в Санкт-Петербургском политехническом институте по инициативе А.Н. Крылова при участии И.Г. Бубнова, П.Ф. Папковича и С.П. Тимошенко создано кораблестроительное отделение, ставшее в 1930 г. Ленинградским кораблестроительным институтом.
А в Ленинградском политехническом институте в том же 1930 году начали готовить первых специалистов по динамике и прочности машин. Обучение организовал Евгений Леопольдович Николаи, впоследствии передавший обязанности выдающемуся ученому-механику Анатолию Исаковичу Лурье. На кафедре в разное время работали замечательные ученые ― механики и математики Г.Ю. Джанелидзе, М.З. Коловский, А.А. Первозванский, В.В. Новожилов, В.А. Якубович, И.И. Блехман, П.А. Жилин, В.А. Пальмов. В 1958 году кафедру посетил Степан Прокофьевич Тимошенко, теперь уже американский классик в области прикладной механики.
В эти же 30-е годы подготовка таких специалистов началась в Харьковском механико-машиностроительном институте. Среди организаторов специальности были профессора И.М. Бабаков, В.И. Блох, А.П. Филиппов, здесь начинал свою деятельность А.С. Вольмир.
Южноуральская школа прочнистов-термомехаников, обеспечивающих расчетами безопасность атомных станций, существует в Челябинском политехническом институте с конца сороковых годов и связана с деятельностью выпускника МАИ Давида Ароновича Гохфельда. Кафедра «Космические летательные аппараты» МФТИ была основана в 1956 году на базе ЦНИИмаш.
Специальность ДПМ в МВТУ им. Н.Э.Баумана была организована в 1961 году по инициативе профессора С.Д. Пономарева. Большую роль в развитии специальности сыграли профессора Д.И. Шерман, В.Л. Бидерман, В.И. Феодосьев, Н.Н. Малинин, В.А. Светлицкий. В 1962 году специальность «Динамика и прочность машин» была открыта в Московском энергетическом институте по инициативе Владимира Васильевича Болотина, которым были разработаны и прочитаны все спецкурсы. В 1964 году специальность была открыта в Пермском политехническом институте по инициативе Александра Александровича Поздеева. В Брянском институте тяжелого и транспортного машиностроения специальность была организована в 1969 году Львом Николаевичем Никольским. В Новосибирском электротехническом институте подготовка специалистов по динамике и прочности летательных аппаратов началась под руководством Николая Васильевича Пустового. В Московском авиационном институте специальность организована в 1989 году Анатолием Герасимовичем Горшковым.
Киев, Нижний, Куйбышев, Орёл, Волгоград, Омск, Комсомольск… Каждая кафедра динамики и прочности машин в своём городе явилась знаковым событием, научным центром и «кузницей» квалифицированнейших кадров для науки и производства. А.А. Поздеев пришел в ППИ первым доктором наук, а его кафедра подготовила пятьдесят двух. Вокруг организованного им отдела физики полимеров появился Пермский научный центр УрО АН СССР, объединивший усилия множества групп ученых для решения сложнейших задач.
В.Е. Хроматов (МЭИ), И.Э. Келлер